понедельник, 11 октября 2010 г.

Открываете супермаркет? Несколько полезных советов


Процесс создания коцепции и открытия продуктового магазина довольно сложен. Здесь нужно предусмотреть множество факторов и обезопасить себя от простоя и ошибок. Приняв участие в подготовке к открытию ряда продуктовых магазинов, хотелось бы дать несколько практических советов.

Все начинается с идеи
Хорошая идея – это половина успеха любого дела. Казалось бы, идея лежат на поверхности. И одни из самых распространенных – это открыть кафе или магазин. Казалось бы, что тут сложного? Люди всего хотят есть и это «вечный бизнес». Однако, он высокорискованный и с каждым годом все менее маржинальный. Чтобы не инвестировать деньги впустую, нужно все очень хорошо просчитать. Особенно ту идею, концепцию магазина, которую Вы хотели бы воплотить.
1. Нужно очень тщательно проанализировать локальный рынок – игроки, форматы, их успешность, посещаемость, средний чек, доходы населения, насколько может быть актуален новый магазин\особые продукты и т.д.
2. Оцените опыт коллег – лучших в своей категории. Это одно из обязательных правил в большинстве европейских торговых сетей. Деловая поездка в своей стране, или в других странах – обычно, Великобритания, Франция, Голландия, Германия, Италия – по схожим продуктовым форматам. Оценивается все – от новых идей в концепции и дизайне до подробностей ассортимента и успешности формата. Зачем учиться на своих «ошибках», если можно из избежать? Сегодня выехать зарубеж для подобной деловой поездки несложно – проводятся бизнес-туры по магазинам разных стран. Как вариант можно сэкономить и съездить самостоятельно.
3. Ответьте себе на 3 вопроса: кем и чем я хочу быть для покупателей? Какова индивидуальность моего магазина - что я могу предложить? В чем added value – добавленная ценность моего магазина? Ведь только ассортимент и низкая цена уже не являются большим преимуществом

Место
Как бы там ни было, место решает все. Не пожалейте своих усилий и времени – оцените место будущего магазина. Сколько людей живет\работает поблизости? Каков социальный статус будущих покупателей? Основное время движения покупателей? Удаленность от траспорта? Преимущества и недостатки самого помещения? Возможность прямого доступа с улицы? Если это подвал, как Вы будете привлекать покупателей спуститься к вам? Возможность сделать хорошую витрину магазина? Конкуренты и их ценовая политика? Энергомощности и возможности для холодильного и теплового оборудования? Вопросов, на которые здесь нужно ответить, очень много. Хороших мест осталось совсем немного. Поэтому, прежде чем делать большие и рискованные инвестиции, проанализируйте все сами.

Проектирование и оснащение
Я не стану подробно останавливаться на стадии ремонта. Хотелось бы отметить только одно – доверяйте эту работу профессионалам, которые сделают ее хорошо и в срок. Попытки сэкономить на материалах и дешевой рабочей силе могут дорого обойтись в итоге.
Фаза проектирования магазина и последующего его оснащения требуют Вашего особого внимания.
Здесь нужно учесть несколько факторов:
1) Ваш магазин сам должен стать брендом. Он не имеет права быть безликим. Вы должны отличаться от других и быть узнаваемым. Большинство продуктовых магазинов торгуют одними и теми же продуктами. Здесь важно не столько то, что Вы продаете, сколько КАК Вы продаете. Это «как» и определяет Вашу индивидуальность и добавленную стоимость.
2) Постарайтесь разработать дизайн так, чтобы он был модульным для каждого из отделов. Так, если в скором времени Вы откроете второй магазин, дизайн будет легко перенести разработки на новый объект. Дизайн будет адаптироваться под помещение, а не наоборот. Самостоятельно дизайн, фото и имиджи для магазина разработать достаточно сложно. Обратитесь к профессиональным дизайн-студиям! Эмоциональный аспект очень важен в дизайне магазина. Цвета, формы и материалы вместе с правильным выбором мебели и освещения будут создавать определенные ощущения у потребителей: клиент будет эмоционально изучать магазин.

3) Планировка магазина
Почему хорошая планировка так важна? Исследования показывают: один из самых важных критериев удовлетворения потребителей - это насколько легко он может ориентироваться в магазине. Хорошая планировка напрямую влияет на товарооборот магазина. Если покупатель пройдет через все отделы, задержится здесь подольше – его покупка будет больше. Не допускайте слабых мест в магазине. Многократно проверяйте планировку, советуйтесь с профессионалами, прежде чем окончательно ее утвердить. Просчитайте будущий ассортимент – поместиться ли он на полках? Нет ли узких проходов, загороженных торговой мебелью? Где находятся ключевый отделы – овощи-фрукты, хлеб, молочка, алкоголь? Где будет зона для промо или зона акций?

4) Оснащение магазина
Многие продуктовые сети в связи с кризисом пересмотрели бюджеты на открытие магазина и заказывают базовое, менее дорогостоящее оборудование. Обязательно проведите тендер на поставку оборудования среди серьезных компаний-поставщиков. Оцените предложения, но не только с позиции самой дешевой цены. Очень важны сроки поставки, монтаж и сервисное обслуживание.

В процессе открытия магазина очень важно с самого начала правильно определиться с основными перечисленными выше пунктами. Назначьте ответственного за этот проект и составьте четкий график работ. Внимательно отслеживайте сооветствие работ плану. Большинство новых магазинов стараются открыться осенью или в период до основных новогодних продаж. Не оставляйте все решения по дизайну и оснащению магазина на последние 2 месяца до открытия. В реальности на это требуется намного больше времени. Не забывайте о качественном маркетинге после открытия! Ваш магазин должен быть всегда чем-то интересен и нов для покупателя!

Ирина Болотова
Jos de Vries The Retail Company
www.josdevries.ru

среда, 6 октября 2010 г.

Глава из книги The Store Manual – Jos de Vries The Retail Company, 2005



Эта глава описывает 10 золотых правил разработки планировки. Эти правила дадут Вам общее представление об основных требованиях к дизайну планировки, ориентированной на потребителя.

Правило 1: планировка = позиционирование.
Планировка является важным инструментом для позиционирования. Вы можете использовать планировку, чтобы сообщить Вашим потребителям, является ил Ваш магазин дискаунтером или шикарным бутиком. То, как Вы ведете своих покупателей по коммерческому рынку, является решающей в отношении того, какую позицию Вы хотите занять на общем рынке.

У покупателей обязательный тур по магазину ассоциируется с обликом дискаунтера. Таким образом, это дает Вам возможность узнать, как Ваши клиенты воспринимают Ваш магазин.
Прямую противоположность этой формулы представляет собой открытая выкладка, которая дает покупателю свободу передвижения. Он или она могут идти, куда им заблагорассудится. Потребители ассоциируют подобный способ выкладки товаров с более высоким уровнем магазина.

Вы также должны занимать четкую позицию в сравнении с Вашими конкурентами. Ваша планировка не только поможет четко определить эту позицию, но также подчеркнет вашу индивидуальность.

Правило 2: Первое впечатление
Следующий факт нужно принимать во внимание, так как он логически следует из идеи, что планировка – инструмент позиционирования: «У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Очень важно продумать вход в магазин, так как он создает первое впечатление о магазине у покупателя.
Большой вход ассоциируется с магазиом более высокого уровня. Вы достигнете противоположной цели, если сделаете вход маленьким и узким, он ассоциируется у покупателей с дискаунтером.

Правило 3: Знакомый маршрут
При разработке планировки магазина, очень важно принимать во внимание на ранней стадии, то, как потребители будут идти по магазину.

«Немного принудительный тур» по магазину рекомендуется. Вы должны убедить потребителя, что путь, который он выбрал в магазине – его собственное решение. С другой стороны, с коммерческой точки зрения, просто необходимо провести потребителя через все главные отделы в магазине. Не только из-за товарооборота, но также из-за удовлетворения потребностей покупателя. Нет более раздражающего фактора для покупателя, чем тот, что он или она не могут найти нужный им продукт на полках.

пятница, 1 октября 2010 г.

Indian Retail Форум 2010 - Индия, Мумбай


Дизайн-бюро Jos de Vries The Retail Company приняла участие в Indian Retail Forum
2010 в Мумбае (Индия).
Стенд дизайн-бюро вызвал огромный интерес у участников и посетителей выставки. Кристиаан Риккерс и Эрнст Консенхяйм пообщались с ведущими торговыми сетями Индии и завязали массу новый ритейл-контактов.
Также Кристиаан Риккерс выступил с презентацией на конгрессе с темой "Как усилить позиции используя лучше местные знания и свои корни".