среда, 3 декабря 2008 г.

В фокусе DIY-сеть B&Q - комментарии Нико де Йонга







В октябре 2008 года дизайн-бюро Jos de Vries The Retail Company приняло участие в деловой поездке в Великобританию. Целью поездки было изучение и знакомство с новыми решениями в магазинах формата Do It Yourself. Поскольку английские магазины традиционно на шаг впереди европейских ритейлеров, здесь мы увидели множество интересных решений и трендов. Мы хотим поделиться наблюдениями с читателями http://www.retail.ru/. В первом материале представляем Вашему вниманию оценку магазина британской сети B&Q.

Коротко о B&Q: сегодня сеть – третий крупнейший в мире DIY-ритейлер (после The Home Depot и Lowe’s). Сеть развивается с 1969 года и была основана в Саусхепмптоне Ричардом Блоком (Richard Block) и Дэвидом Куайле (David Quayle). Имена основателей стали названием магазинам, потом были сокращены до аббревиатуры B&Q. Сеть быстро росла, проводила сделки по слиянию и поглощениям - через 10 лет уже работало 26 магазинов. В 1982 году сеть была куплена компанией Paternoster (сейчас известной как Kingsfisher). В 90-х годах сеть активно росла за пределами родины – открыла магазины в Тайване и, благодаря сделке по поглощению, в Польше. В 1999 B&Q слилась с французской Castorama. Сегодня только в Великобритании у сети 332 магазина. На конец 2007 год оборот составил 3,9 млрд фунтов стерлингов, чистая прибыль 162 миллиона фунтов стерлингов.

Мы проанализируем магазин B&Q в пригороде Лондона. Это один из новых объектов сети площадью 12.000 кв. метров. Для многих ритейлеров такая огромная площадь становится трудностью – как грамотно и эффективно разместить товар и сделать зонирование. Этому магазину помогает хорошая планировка и визуализация. Магазин – это вытянутый в длину прямоугольник. Концептуально он разделен на 2 части: декоративную и садовую (ей отдано 2/3 площадей) и строительную. Такое деление отражает общие тенденции – декоративная часть приносит больший доход и наиболее привлекательна, она генерирует трафик покупателей.

Итак, сразу на входе вас встречает отдел света. Необычно?Зато покупатель сразу включается в процесс покупок и вспоминает, что нужно купить лампочек (фото 1). Четкая вертикальная выкладка и яркие указания категорий лампочек очень помогают покупателям. В отделе «Свет» вас постараются вдохновить на покупку – над этим работает представление ламп и бра в верхней части стеллажей. Задействован и визуальный мерчандайзинг, и квадратные метры не пропадают!
В основном коридоре и в нескольких декоративных отделах вы увидите угловые инсталляции. С одной стороны они очень наглядно демонстрируют товар. На наш взгляд выглядят несколько кургузо, для такого большого магазина напрашивается более серьезный подход к продвижению идей.
Садовый отдел расположен в магазине в правом верхнем углу. Категория «Товары для сада» делает этот самый сложный участок торгового зала максимально привлекательным. B&Q нашла очень эффективный и простой метод как скрыть товарный запас. Яркие баннеры-шторы в корпоративных цветах закрывают вехнюю часть стеллажей. Магазин выглядит опрятнее, нет ощущения нагромождения, при этом товар хранится в зале. Баннеры легко поднимаются и опускаются, позволяют загружать даже паллеты. И транслируют покупателям названия отделов и брендовые сообщения.
В декоративном отделе сеть внедрила много интересных решений, визуальных коммуникаций и способов помочь покупателю. Отдел красок – самый прибыльный в магазинах DIY – B&Q постаралась сделать максимально наглядным. Образцы цветов очень наглядно демонстрируют какую краску вы найдете на полках. В вертикальной брендовой выкладке легко разобраться, и, конечно, лучшие места отведены собственному private label. Идея с цветовой схемой красок в помощь покупателям хорошо, но на наш взгляд не достаточно наглядно и очень высокого расположена.
Отдел обоев разделен на две категории – дешевые обои и дизайнерские, более дорогие обои. Они оформлены и представлены по-разному. Недорогие обои – массовой презентацией, яркими визуальными акцентами в оранжевой гамме (они же случат дверцами, которые закрывают хранение). Дизайнерские обои – более эксклюзивной презентацией с выклейкой образцов. Здесь же вы можете заказать или проверить наличие в Order Point при помощи персонала. Если сотрудника не оказалось на месте – нажмите на кпопку и вам ответят на вопросы.
В отделе текстиля нам кажется оригинальным решение продажи декоративных подушек прямо из коробок от производителя – экономия места и презентабельный вид. Однако отдел со шторами нам кажется не совсем эффективным. Здесь есть хороший кросс-мерчандайзинг – карнизы напротив штор. Но презентация не привлекает – выглядит бесконечной и монотонной.
Ярко и интересно оформлена зона кухонь в магазине. На фоне черного презентационного оборудования разнообразные плиты, панели и варочные поверхности выглядят эффектно, при этом не «перебивая» друг друга. (фото 13). B&Q не только демонстрирует товары, но и помогает выбрать. В этом помогают и фото интерьеров, и кросс-мерчандайзинг (панели и столешницы и подоходящие раковины для кухни).
Строительный отдел сеть постаралась сделать максимально организованным и информативным. Для обычного человека непросто разобраться в премудростях строительных материалов. Сеть помогает и декларирует: We make it easier. Четкая выкладка и советы - например, как выбрать правильный болт или деревянный пол - облегчают покупателю задачу.
В следующих статьях мы продолжим оценку британских магазинов DIY.

Нико де Йонг, Ирина Болотова, дизайн-бюро Jos de Vries The Retail Company
Фото: Нико де Йонг

Статьи и дополнительную информацию вы можете получить здесь http://www.jdvtrc-retail.com/russian/

Комментариев нет: