среда, 25 февраля 2009 г.

Страна супермаркетов - обзор продуктового ритейла Нидерландов

Самобытный рынок
Посещая несколько месяцев назад голландские торговые сети и встречаясь с топ-менеджерами, у группы российских бизнесменов сложилось представление, что все стабильно, отлажено годами, рынок предсказуем и очень прозрачен. Однако, retail втянут в "ценовую войну" и с сильно изменился.
Голландцы давно привыкли часто ходить за покупками. По статистике 50% покупателей посещают магазины, а точнее супермаркеты, минимум 2-3 раза в неделю, каждый день – 20%. Средний чек таких покупок не высок – 22-25 евро. В корзине у такого покупателя всегда fresh – хлеб, свежие овощи и фрукты, рыба, мясные полуфабрикаты и т.д. Это набор необходимых продуктов для домохозяйки или работающей женщины, которая доезжает до любимого супермаркета, как правило, на велосипеде. У голландцев такой образ жизни – размеренный, все близко и удобно. Люди предпочитают работать недалеко от дома, страна достаточно компактная, поэтому магазинов «у дома» и недалеко от него достаточное количество – только супермаркетов в Голландии 3200, а население – 16 млн. человек.
2 тенденция – покупатели в большинстве ориентированы на качество, нежели на низкую цену. Поэтому супермаркеты с качественными продуктами так востребованы. А дискаунтная торговля не очень популярна – Aldi и Lidl занимают всего 10% рынка.
По причине любви к супермаркетам - не слишком большим (в основном 1000-1500 кв. метров) и удобным магазинам - магазины формата «гипермаркет» занимаю всего 5% рынка. Помимо непопулярности у голландцев глобальных покупок в больших «сторах» раз в неделю, в стране очень мало свободных площадей под строительство таких гигантов. Выделить здесь свыше 10 000 кв. метров территории под новый магазин – непозволительная роскошь.
Несмотря на то, что гипермаркет – это интегрированная концепция, работающая практически в любой стране, в последние два года этот формат по всей Европе начал терять свою долю рынка. «В традиционно «гипермаркетоориентированных» странах - Чехии, Польше, Испании и Италии - доля рынка для этого формата больше не растет. А торговые операторы как Tesco и Carrefour активно занялись развитием формата супермаркетов, - отметил управляющий директор Jos De Vries The Retail Company Кристиаан Риккерс. – Вообще, концепция гипермаркета намного проще «формулы супермаркета» - здесь отобранный ассортимент, низкая цена и товары, расположенные крупными блоками. По практике успешную концепцию супермаркета создать намного сложнее, другой ассортимент, больше финансовые риски и инвестиции. Но самое важное – нужно знать больше о покупателе, его предпочтения и интересы, кроме того, необходимо создавать и постоянно поддерживать социальную связь с потребителем». Действительно, все голландские сети в силу сложившихся обстоятельств изучали и поняли покупательскую активность, предпочтения своих клиентов и выигрывают на рынке.

Комментариев нет: